ОАО "РЖД" к 2011 году после модернизации пути планирует повысить скорость грузовых поездов на протяжении 1,7 тыс. км, пассажирских – на 2,08 тыс. км. Всего в 2010 году РЖД планируют модернизировать 10 тыс. км железнодорожного пути, что на 35,1% больше, чем в 2009 году. "В рамках ремонтно-путевых работ будет продолжена укладка стрелочных переводов на железобетонных брусьях, бесстыкового пути на железобетонных шпалах и пружинных рельсовых скреплений", – отмечает компания.
Для реализации стратегических задач РЖД нужны и новые грузовые вагоны на базе отливок высшего качества полученных по инновационным технологиям. Эти вопросы уже успешно реализуются на Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ), Промтрактор-Промлит (г. Чебоксары), ВКМ-Сталь (г. Саранск).
Группа компаний ИСТ реализует инвестиционный проект по строительству ТВСЗ на промышленно-девелоперской площадке в г. Тихвине Ленинградской области. Это один из немногих вновь строящихся заводов полного цикла вагоностроения. Площадь ТВСЗ –
ТВСЗ будет производить грузовые железнодорожные вагоны новой конструкции совместной разработки компании Starfire Engineering&Technologies (США) и Инженерного Центра Вагоностроения (Россия) на базе тележки с нагрузкой от оси колесной пары на рельсы 23,5 тонн и 25 тонн разработки компании Standard Car Truck (США) и типовой отечественной тележки.
На ТВСЗ будет освоено производство 4 типов грузовых железнодорожных (Ж.Д.) вагонов новой конструкции (полувагон с глухим кузовом, вагон-хоппер для минеральных удобрений, вагон-платформа для крупнотоннажных контейнеров погрузочной длиной
В середине апреля 2010 года получена первая крупная Ж.Д. отливка по Вакуум-процессу. ТВСЗ после длительных и многоэтапных инжиниринговых исследований для серийного производства выбрал литейное технологическое оборудование фирмы HWS-Sinto, Германия.
В конструкторском бюро компании Standard Car Truck (Чикаго, США) в апреле 2010 года прошли испытания опытных образцов комплектующих деталей тележек грузовых вагонов, изготовленных на ТВСЗ. Проверялась работа тележек типа Barber S-2-R модели 18-9810 с осевой нагрузкой 23,5 тс и модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс, разработанных в компании Standard Car Truck для производства на ТВСЗ. Конструкции тележек воплотили в себе многолетний опыт эксплуатации моделей семейства Barber, мировой парк которых насчитывает более трех миллионов единиц, а в странах Северной Америки его доля превышает 80%.
Приемочная комиссия подтвердила соответствие опытных образцов требованиям конструкторской и технологической документации и рекомендовала их к эксплуатации. "Основные эксплуатационные преимущества новой тележки модели 18-9810 – увеличение межремонтного пробега до 500 тыс. км, срока службы износостойких элементов до 1 млн км, а также увеличение по сравнению с тележкой 18-100 до 30% коэффициента запаса устойчивости от схода колеса с рельсов порожнего вагона и снижение на 30% коэффициента вертикальной динамики порожнего вагона. Использование современных технологий проектирования и высококачественных компонентов обеспечит значительно больший ресурс надежности конструкции тележки", – отметил заместитель начальника департамента технической политики ОАО "РЖД" Александр Иванов.
Существенное отличие тележки Barber – низкая стоимость ее жизненного цикла. Согласно расчетам по методике, разработанной Институтом проблем естественных монополий, обслуживание и ремонт тележки Barber S-2-R обойдется дешевле на 77% по сравнению с серийно выпускаемой 18-100. В результате массовой эксплуатации тележки экономическую выгоду получат все участники перевозок", – заявил управляющий директор ЗАО "КТС" – руководитель проекта ТВСЗ Алексей Алешин. В состав приемочной комиссии входили специалисты ТВСЗ, представители департамента технической политики ОАО "РЖД", Инженерного центра подвижного состава (ИЦ ПС) и компании-разработчика Standard Car Truck.
Всего на начальном этапе на заводе будет налажен выпуск 11 модификаций вагонов на трех типах тележек, сообшил Алексей Алешин на IV международной выставке современной продукции, новых технологий и услуг железнодорожного транспорта Exporail 2010. В ходе выступления руководитель проекта ТВСЗ особо отметил, что предприятие сможет обеспечить встраиваемость инновационной продукции в текущую эксплуатационную и ремонтную базу за счет высокой степени унификации и совместимости. Существенным достоинством вагонов с нагрузкой 23,5 и 25 тонн на ось является их практически полная (до 90%) унификация.
На сайте завода Промтрактор-Промлит показано, что на АФЛ про Вакуум-процессу производиться 55.000 тонн отливок в год, а это крупное Ж.Д. литье (рис.1.). Генеральный директор ООО «Промтрактор-Промлит» Ю.Н. Костромичев, выступая на московском симпозиуме VDMA (Союз машиностроителей Германии) в марте
Во время посещения заводов «Промтрактор-Промлит» и «Промтрактор-Вагон», где идут последние приготовления к пуску Универсального сборочно-сварочного комплекса (УССК), Валентин Гапанович отметил, что чувашские предприятия «Тракторных заводов» вошли в топ списка основных стратегических поставщиков железнодорожного ведомства страны: «Если бы мы в свое время в сотрудничестве с «Промтрактор-Промлит» не начали здесь развитие производства крупного железнодорожного литья для грузовых тележек, то на сегодняшний день у нас была бы большая проблема. Это помогло нам в ситуации ожесточенного спроса на вагонное литье, когда был острейший дефицит».
Также глава НП ОПЖТ подчеркнул, что УССК - «это первый в России уникальный завод, таких высокотехнологичных производств в России больше нет». Производственные мощности нового комплекса позволяют выпускать продукцию мирового уровня, как по качеству, так и по конкурентоспособности. На этот год в сотрудничестве со словацкой компанией АО «Татравагонка» запланировано освоение зерновоза с алюминиевым корпусом. По оценкам многих экспертов, президенту Чувашской республики Николаю Федорову удалось создать в регионе благоприятные условия для развития высокотехнологичных производств. Он отметил, что «такой евровагон позволит нам быть конкурентными и на российском рынке, и даже выйти на европейский». На сегодняшний день на Промтрактор-Вагоне идут работы по постановке на производство подвижного состава, разработанного при участии американской компании Amsted Rail.
Первый в стране научно-производственный кластер может стать железнодорожным. В Чувашии создается первый отечественный промышленный кластер. Базой для его создания станут предприятия "Концерна "Тракторные заводы". Формирование территориального научно-производственного кластера обеспечит создание, производство и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции прежде всего для железнодорожной отрасли. Конкретные сроки практической реализации проекта пока обсуждаются. Однако заместитель генерального директора "Концерна "Тракторные заводы", руководитель Дивизиона железнодорожного литья и вагоностроения Альберт Костромин считает, что предприятия базового для будущего кластера концерна не только готовы для работы в новом формате, но фактически уже представляют собой прочную основу для большого кластера. По его словам, статус кластера дает возможность снижения себестоимости конечных продуктов в рамках кооперационных поставок. А также дает возможность самостоятельно разрабатывать новые модели техники с учетом реальных потребностей рынка.
"Работа предприятий, организованная в формате кластера, способствует продуктивному обмену ресурсами, технологиями. Важно, что работа в таком формате способствует снижению издержек на производство и уменьшению себестоимости продукции, а также облегчает процесс трансферта передовых технологий", - убежден вице-президент НП "ОПЖТ", начальник Центра технического аудита ОАО "РЖД" Сергей Палкин. Он считает, что формирование кластеров отраслевого машиностроения на региональном уровне весьма эффективно. Помимо Чувашии, в числе регионов, где образование "железнодорожных" кластеров наиболее вероятно, он называет Калужскую, Ростовскую и Свердловскую области, то есть те регионы, где работают предприятия больших отраслевых компаний.
По словам главы Концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина, благодаря эффективному государственно-частному партнерству, а также участию машиностроительного холдинга в крупнейших международных проектах, уже через несколько лет специализированные предприятия группы смогут предложить потребителям более 20-ти наименований грузовых вагонов и платформ нового поколения. Машиностроительный холдинг «Концерн «Тракторные заводы» совместно с ОАО «РЖД» продолжает последовательную реализацию своего амбициозного проекта по освоению инновационных видов подвижного состава. 15 декабря
Разработка и постановка этого подвижного состава выполнена в четком соответствии с документом «Стратегические направления научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до
В рамках программы освоения новой продукции российские специалисты одного из самых современных вагоностроительных заводов России ЗАО «Промтрактор-Вагон» (входит в «Концерн «Тракторные заводы») совместно с представителями Департамента технической политики ОАО «РЖД» и ООО «ИЦ ПС» провели в ноябре приемочные испытания американских комплектующих и узлов для новой вагонной тележки модели 18-9836 «Моушн контроль» (Motion Control) с осевой нагрузкой 25 тс. Испытания комплектующих были проведены на заводах американской компании Амстед Рейл (Amsted Rail): испытания планки фрикционной, клина фрикционного, износостойкого вкладыша в подпятник, адаптера с накладкой, скользуна бокового были проведены на сталелитейном заводе в Гранит Сити (Granite City, Illinois), а пружины рессорного комплекта на заводе по производству пружин в городе Хэммонд (Hammond, Indiana). Также члены комиссии посетили предприятие по ремонту вагонов LCRA в Остине (Austin, Texas) и завод Comet по ремонту боковых рам и надрессорных балок в штате Канзас. Эти комплектующие будут применяться для производства тележки с системой «Моушн контроль», на основе которой будет сделан вагон модели 12-1304. Его опытный образец был представлен Концерном на 2-м международном салоне железнодорожной технике ЭКСПО-1520 в Щербинке в сентябре
В результате положительных приемочных испытаний в США были подписаны соответствующие акты и протоколы. Концерн «Тракторные заводы» намерен продолжить плановые работы по созданию современных образцов подвижного состава для нужд ОАО «Российские железные дороги». Следующим шагом специализированного предприятия машиностроительного холдинга в сотрудничестве с Амстед Рейл (Amsted Rail) станет проведение приемочных испытаний и сертификация для ОАО «Российские железные дороги» новой усиленной тележки модели 18-9836 с осевой нагрузкой 25 тс.
«Концерн «Тракторные заводы» является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом.
В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 9 субъектах Российской Федерации (Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
"Базовый элемент" и Правительство Мордовии заключили соглашение о сотрудничестве.
Генеральный директор компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска и глава Республики Мордовия Николай Меркушкин подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Основным направлением партнерства стороны определили укрепление производственного и научно-технического потенциала мордовских промышленных предприятий и инфраструктуры региона. Ключевым элементом сотрудничества станет дальнейшее развитие ОАО "РКТМ" - одного из лидеров в сфере транспортного машиностроения, а также создание в Мордовии компании "РКТМ-Транс" - владельца и, в перспективе, оператора подвижного состава, произведенного заводами ОАО "РКТМ". В настоящее время на территории Республики Мордовия действует несколько предприятий железнодорожного машиностроения, входящих в периметр ОАО "РКТМ" (крупным акционером ОАО "РКТМ" является ОАО "Русские Машины", входящее в группу компаний "Базовый Элемент"), в том числе ОАО "Рузхиммаш" - производитель вагонов и ООО "ВКМ-сталь" - производитель вагонного литья.
По итогам 2009 года предприятия ОАО "РКТМ" увеличили производство железнодорожных вагонов и платформ на 5% по сравнению с показателями 2008 года. Реализация готовой продукции за этот период выросла на 6,5%.
Одним приоритетным направлением сотрудничества "Базового элемента" и Республики Мордовия станет завершение строительства и ввод в эксплуатацию металлургического комплекса нового поколения на расположенном в Саранске заводе "ВКМ-Сталь". В развитие этого проекта уже вложено более 3 млрд. рублей, дополнительные инвестиции составят более 2 млрд. рублей. Производственная мощность нового комплекса позволит вырабатывать 30.000 тонн крупного литья в год. Серийное производство будет запущено до конца 2010 года (рис.2).
Первоочередную необходимость модернизации железнодорожного транспорта и прокладки новых ЖД маршрутов для выполнения законов экономической безопасности ярко продемонстрировал «паралич» воздушного сообщения из-за пылевого облака над Европой от извержения вулкана в Исландии. Золота в запасах всех государств мира около 30.000 тонн (примерно 286 млрд. Евро). Однако гораздо больше накопилось не обеспеченных, но якобы золотовалютных запасов мира (около 25 трлн. Евро), правильнее их назвать просто «чужевалютных). Еще есть огромный балласт в виде 420 трлн. $
Из-за этого в кризис всем стало ясно, что у старой глобальной консервативной экономики нет дальнейших перспектив. Если страны мира не откажутся от финансирования «мыльных пузырей», то кризисное состояние перейдет в «хроническое заболевание». Выход есть в развитии реальных секторов экономики. Сейчас с учётом неизбежного роста цен на металлопродукцию, углеводороды и другие сырьевые ресурсы в грузовых перевозках всё большее значение будет занимать ЖД транспорт и, конечно, качественные грузовые вагоны.
Месторасположение России позволяет ей стать глобальным соединительным узлом между Европой и быстро развивающимся Китаем, что является экономически обоснованным и высокоэффективным направлением развития экономики. Значение ЖД транспорта, как важнейшего фактора конкурентоспособности экономики трудно переоценить. Скоростные и дешёвые транспортные Ж.Д. перевозки (Север – Юг, Запад – Восток) очень выгодны для России. Есть все стратегическая предпосылки и возможность модернизации экономики России на базе развития и повышения конкурентоспособности (на основе инновационных технологий и оборудования) российского машиностроения, включая железнодорожное.